Исследователи из Чикагского университета обнаружили, что дети, которые играют с головоломками в возрасте от 26 до 46 месяцев, имеют лучшие пространственные навыки при оценке в возрасте 54 месяцев. Исследование показывает, что из 53 использованных пар «ребенок-родитель» и мальчики, и девочки, которые играли с головоломками, имели лучшие пространственные навыки, но мальчики играли с более сложными головоломками, чем девочки, и мальчики также лучше справлялись с заданием на ментальную трансформацию, заданным в возрасте 54 месяцев.
Исследование, проведенное исследователями Чикагского университета, показало, что дети, которые играют с головоломками в возрасте от 2 до 4 лет, позже развивают лучшие пространственные навыки. Было обнаружено, что игра в головоломки является значимым предиктором пространственных навыков после учета различий в доходах родителей, образовании и общем объеме языкового ввода родителей.
Изучая видеозаписи родителей, взаимодействующих с детьми во время повседневных домашних занятий, исследователи обнаружили, что дети, которые играют с головоломками в возрасте от 26 до 46 месяцев, имеют лучшие пространственные навыки при оценке в возрасте 54 месяцев.
“Дети, которые играли с головоломками, справлялись лучше, чем те, кто этого не делал, с заданиями, которые оценивали их способность поворачивать и перемещать фигуры”, — сказала психолог Сьюзан Левин, ведущий эксперт по развитию математики у маленьких детей.
Способность мысленно преобразовывать формы является важным предиктором прохождения курса STEM (наука, технология, инженерия и математика), получения степеней и карьеры у детей старшего возраста. Исследование показало, что такие действия, как ранняя игра в головоломки, могут заложить основу для развития этой способности.
Левин, профессор психологии Стеллы М. Роули в UChicago, является ведущим автором статьи “Ранняя игра в головоломки: предиктор навыка пространственной трансформации дошкольников”, опубликованной в текущем выпуске журнала Early view журнала Developmental Science.
Исследование является первым, в котором рассматривается игра в головоломки в натуралистической обстановке. Для исследования 53 пары ребенок-родитель из разных социально-экономических слоев приняли участие в продольном исследовании, в ходе которого исследователи записывали на видео взаимодействие родителей и детей в течение 90-минутных сеансов, которые происходили каждые четыре месяца в возрасте от 26 до 46 месяцев.
Родителей попросили взаимодействовать со своими детьми так, как они обычно это делают, и около половины детей, участвовавших в исследовании, хотя бы раз играли с головоломками. Родители с более высоким доходом, как правило, чаще привлекают детей к головоломкам. И у мальчиков, и у девочек, которые играли с пазлами, были лучшие пространственные навыки, но мальчики играли с более сложными головоломками, чем девочки, а родители мальчиков использовали больше пространственного языка во время игры с головоломками и были более вовлечены в игру, чем родители девочек. Мальчики также лучше, чем девочки, справились с заданием на ментальную трансформацию, которое было дано в возрасте 54 месяцев.
“Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, связаны ли игра в пазлы и язык, который дети слышат о пространственных концепциях, с развитием пространственных навыков, а также изучить, почему существует половая разница в сложности головоломок, в которые играют, и во взаимодействии родителей с мальчиками и девочками, — объяснил Левин. — В настоящее время мы проводим лабораторное исследование, в ходе которого родителей просят поиграть в пазлы со своими сыновьями и дочерьми дошкольного возраста, и всем участникам предоставляются одинаковые пазлы».