Исследования показывают, что физическая активность и повышенное потребление рыбы, овощей и злаков с высоким содержанием клетчатки связаны с улучшением когнитивных способностей и успеваемости у детей. Исследования, однако, остаются безрезультатными относительно того, как вмешательства, направленные на повышение этих показателей, влияют на когнитивные способности. Чтобы решить эту проблему, ученые, стоящие за текущим исследованием, изучили влияние физических и диетических вмешательств на когнитивные способности детей в течение двух лет.
Для этого они набрали 504 ребенка, которым на момент начала исследования было от 6 до 9 лет. Они были распределены либо в группу комбинированного питания и физических упражнений, либо в контрольную группу. Вмешательства включали шесть сеансов консультирования по вопросам питания и шесть сеансов консультирования по физической активности продолжительностью 30-45 минут в течение двух лет. Детей также поощряли к участию во внеклассных спортивных секциях. Исследователи оценили когнитивные способности детей, их рацион питания, а также время сидячего образа жизни и физической активности.
В конечном счете, исследователи обнаружили, что их вмешательство не оказало никакого влияния на когнитивные способности. Однако они обнаружили, что у детей с более высокими показателями по диете Балтийского моря, которые потребляли больше нежирного молока и меньше красного мяса и сосисок, улучшились когнитивные способности за двухлетний период исследования. Они добавили, что более активное участие в организованных видах спорта, сидячий образ жизни и чтение были связаны с улучшением когнитивных способностей, в то время как неконтролируемая физическая активность, использование компьютера и письмо были связаны со снижением когнитивных способностей.
Исследователи отметили, что их вмешательства, возможно, не сработали, поскольку они в основном были направлены на улучшение здорового поведения, а не на включение большого объема специфических задач, которые бросают вызов мозгу, таких как физическая активность, требующая сложных, контролируемых и адаптивных движений.
Они добавили, что их результаты были ограниченными, поскольку они не могли учесть все потенциальные факторы, такие как некоторые факторы окружающей среды или образа жизни, и что информация о качестве питания и малоподвижном поведении оценивалась с помощью самоотчетов, которые могут быть предвзятыми.
«В жизни растущих детей вмешательство в диету и физическую активность является лишь одним фактором, влияющим на образ жизни и навыки рассуждения», — сказал автор исследования доктор Ээро Хаапал, адъюнкт-профессор детской физиологии физических упражнений в Университете Восточной Финляндии.
«Основываясь на нашем исследовании, инвестиции в здоровое питание и поощрение детей к чтению полезны для развития навыков рассуждения у детей. Кроме того, занятия организованным спортом, по-видимому, способствуют развитию навыков рассуждения», — добавил ученый.