Новое исследование в Frontiers in Psychology обнаружило, что дети предпочитают сборники рассказов, содержащие больше причинно-следственной информации. Результаты могут помочь родителям и учителям выбрать наиболее привлекательные книги, чтобы повысить интерес детей к чтению, что важно для повышения ранней грамотности и языковых навыков.
Детям очень хочется понять механизм окружающего их мира, и они часто бомбардируют родителей и учителей вопросами о том, как и почему все работает так, как они это делают (иногда с неприятными последствиями). Исследователи уже давно знают о детском аппетите к причинно-следственной информации. Тем не менее, никто ранее не связывал это явление с реальными видами деятельности, такими как чтение или обучение.
«Было проведено много исследований заинтересованности детей в причинно-следственной связи, но эти исследования почти всегда проводятся в исследовательской лаборатории с использованием весьма надуманных процедур и действий», – объясняет Маргарет Шавлик из Университета Вандербильта, штат Теннесси.
«Мы хотели изучить, как этот ранний интерес к причинно-следственной информации может повлиять на повседневную деятельность с маленькими детьми, например, совместное чтение книг».
Важно найти факторы, которые мотивируют детей читать книги. Поощрение маленьких детей читать больше улучшает их раннюю грамотность и языковые навыки и может помочь им начать обучение с самого начала. Чтение книг в компании родителей или учителей – отличный способ для детей начать читать, и простой выбор книг, которые дети предпочитают, может стать эффективным способом заинтересовать и мотивировать их.
Шавлик и ее коллеги выдвинули гипотезу, что дети предпочитают книги с более причинной информацией. Они решили выяснить, было ли это правдой, проведя исследование с участием 48 детей в возрасте 3-4 лет из Остина, штат Техас. В их исследовании участвовал взрослый волонтер, который прочитал детям два разных, но тщательно подобранных сборника рассказов, а затем спросил их об их предпочтениях.
«Мы читаем детям две книги: одну, богатую причинно-следственной информацией, в данном случае, о том, почему животные ведут себя и выглядят так же, как они, и другую, которая была минимально причинной, вместо того, чтобы просто описывать особенности и поведение животных», – сказал Шавлик.
Дети, казалось, были одинаково заинтересованы и увлечены чтением книг любого типа. Однако, когда их спросили, какую книгу они предпочитают, они, как правило, выбирали книгу, загруженную причинно-следственной информацией, что говорит о том, что это ключевое различие оказало влияние на детей. «Мы полагаем, что этот результат может быть связан с естественным желанием детей узнать, как устроен мир», – объясняет Шавлик.
Итак, как это могло бы помочь родителям и учителям в их стремлении заставить детей читать? «Если дети действительно предпочитают сборники рассказов с объяснениями причинно-следственных связей, взрослые могут искать более содержательные книги, которые можно было бы читать вместе с детьми, что, в свою очередь, может повысить мотивацию ребенка к совместному чтению, что облегчит формирование ранней грамотности», – сказал Шавлик.
Исследование дает первый показатель того, что причинно-следственная связь может быть ключом к вовлечению молодых людей во время рутинной учебной деятельности. В будущих исследованиях можно было бы выяснить, может ли содержание, обогащенное причинно-следственной связью, улучшить конкретные результаты обучения, включая грамотность, языковые навыки и другие. В конце концов, обучение должно быть связано с пониманием окружающего нас мира, а не просто с запоминанием информации.