Исследователи из Амстердамского университета недавно провели исследование, в котором изучалось, как мозг социальных пьющих реагировал на сигналы, связанные с ситуациями или местами, способствующими употреблению алкоголя. Их результаты, опубликованные в журнале Addiction Neuroscience, подчеркивают возможную роль социальных контекстов в продвижении употребления алкоголя и рецидива среди социальных пьющих. Об этом сообщает Medical Xpress.
“Наша работа основана на предыдущей работе по аудиомоделированию социальных контекстов, разработанной лабораторией профессора Дж. Кристен Г. Андерсон, – рассказала Хелле Ларсен, одна из исследователей, проводивших исследование. – Ранее мы разработали адаптированную к голландской культуре версию аудиомоделирования социальных контекстов, и целью этой работы было исследовать и проверить новую мультисенсорную социальную задачу на алкогольную реакцию. Итак, по сути, мы хотели понять, какая часть мозга будет активирована и как это будет связано с потреблением алкоголя”.
Известно, что социальное окружение людей играет решающую роль в развитии и эскалации злоупотребления алкоголем, а также других зависимостей. Проф. Таким образом, Андерсон, Ларсен, Лорен Кунс и их коллеги специально задались целью изучить влияние социальных контекстов на связанные с алкоголем активации в мозге молодых людей, которые принимают участие в социальном питье.
Находясь в МРТ-сканере, участники прослушивали аудиомоделирование социальных контекстов, в которых типично употребление алкоголя (например, разговор на вечеринке по случаю дня рождения), и видели фотографии социальных контекстов, а затем получали предложение либо воды, либо пива, написанное на экране. После сканирования и заполнения некоторых анкет участники участвовали в социальной выпивке с другим человеком, который на самом деле был экспериментатором, о чем участник в то время не знал.
Во время своего эксперимента Ларсен и ее коллеги собрали данные ФМРТ, которые позволили им понять, какие части мозга участников активировались, когда они подвергались воздействию сигналов, связанных с социальным контекстом (т. Е. аудиозаписей), и участвовали в поведении, связанном с употреблением алкоголя. Кроме того, они измерили, сколько алкоголя участники выпили в присутствии “тайного” экспериментатора, который либо пил, либо не пил алкоголь.
Результаты эксперимента
Результаты демонстрируют сложность социальных ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, и то, как трудно распутать нервно-психологические процессы, связанные с употреблением алкоголя. Они также подчеркивают важность социальных контекстов при понимании потребления алкоголя. Эксперты обнаружили связь между показателями употребления алкоголя и активностью мозга во время воздействия социальных контекстов, независимо от того, какой напиток им предлагался, что указывает на то, что социальные контексты, связанные с употреблением алкоголя, могут действовать как фазические сигналы, связанные с алкоголем.
В то время как несколько прошлых исследований показали, что прямые сигналы, связанные с алкоголем (например, вид алкогольного напитка, предложение напитка и т. д.), могут вызывать тягу и увеличивать риск рецидивов у людей, зависимых от алкоголя, возможное влияние сигналов, связанных только с социальным контекстом, на потребление алкоголя, еще не изучено полностью. Ларсен и ее коллеги обнаружили, что тяга к алкоголю и мозговая активность их участников, связанная с тягой, усиливались, когда им предъявлялись сигналы, связанные с социальным контекстом, независимо от того, предлагали ли им воду или пиво.
В целом, эти результаты свидетельствуют о том, что некоторые социальные контексты могут вызывать у людей желание употреблять алкоголь, независимо от того, употребляют ли алкоголь другие и предлагают ли им его. В будущем это интересное понимание потенциально может вдохновить на разработку дополнительных терапевтических инструментов для лечения алкогольной зависимости, которые также направлены на устранение возможной тяги, вызванной социальными контекстами.