Эксперименты, проведенные учеными, продемонстрировали, что мелодии способны влиять как на уже сформированные воспоминания, так и на процесс усвоения новой информации. В одном из исследований приняли участие 44 добровольца около 20 лет. Им предложили ознакомиться с рядом историй различной эмоциональной окраски, а затем воспроизвести их содержание. На следующий день участники проходили тесты на запоминание, слушая при этом музыку разного характера или находясь в тишине.
Хотя музыка не изменила фактическое содержание воспоминаний, положительные мелодии смогли смягчить их эмоциональный фон. Это открытие может иметь огромное значение для терапии посттравматического стрессового расстройства и других состояний, связанных с негативными воспоминаниями.
Другой эксперимент фокусировался на влиянии музыки на процесс обучения. 48 участников в возрасте от 18 до 24 лет пытались запомнить набор абстрактных фигур. Исследователи обнаружили, что знакомая музыка значительно улучшала способность к запоминанию. Напротив, нестандартные или «нерегулярные» композиции оказывали отвлекающий эффект, снижая эффективность усвоения информации.
Эти результаты открывают широкие перспективы для применения музыки в различных сферах. Помимо потенциального использования в лечении ПТСР, депрессии и деменции, музыкальные интервенции могут найти применение в образовательных программах, помогая студентам более эффективно усваивать новый материал. Кроме того, целенаправленное использование музыки может стать инструментом для снижения стресса и повышения производительности на рабочем месте. Новые данные могут привести к революционным методам лечения ряда психических расстройств и улучшению когнитивных функций.