Методология исследования
Эксперимент проводился в лаборатории Норвежского университета науки и технологий. Участвовали 40 студентов, преимущественно правши. Для анализа мозговой активности использовалась высокоточная электроэнцефалография (HD EEG).
В ходе эксперимента испытуемым предлагалось писать слова в курсиве с помощью цифровой ручки или печатать их на клавиатуре. Каждый вариант задачи повторялся 30 раз. Для исключения помех учитывались только качественные записи мозга.
Результаты эксперимента
Анализ данных показал, что письмо от руки вызывает значительно большую активность в тета- (3,5–7,5 Гц) и альфа-диапазонах (8–12,5 Гц) мозга. Эта активность особенно заметна в париетальной и центральной областях, которые отвечают за внимание, память и интеграцию сенсорной информации.
Сети мозга, активированные при письме, оказались более сложными и разветвлёнными. В отличие от этого, печатание активировало лишь ограниченные области, демонстрируя меньшую когнитивную вовлечённость.
Важно отметить, что письмо от руки требует тонкой моторной координации и усиленной когнитивной работы, что способствует лучшему запоминанию информации.
Письмо активирует ключевые нейронные сети, необходимые для глубокого усвоения знаний, тогда как печатание не даёт аналогичного эффекта.
Психологические и образовательные выводы
Результаты исследования подтверждают важность сохранения письма от руки в образовательной практике. Ученические навыки, такие как правописание и понимание структуры текста, значительно выигрывают от такого подхода.
Интеграция письма от руки и цифровых технологий может стать эффективным методом обучения в школах будущего.
Исследование подчёркивает, что письмо от руки активирует более сложные когнитивные и моторные процессы, чем печатание. Эти различия следует учитывать при разработке образовательных программ. Дальнейшие исследования помогут глубже понять нейробиологические механизмы, лежащие в основе этих процессов.