Исследование влияния звуков на равновесие у людей с вестибулярной гипофункцией

0

Вестибулярная система — сложный механизм внутреннего уха, который отвечает за восприятие движений головы и помогает организму сохранять равновесие. Для её работы мозг интегрирует информацию от глаз, суставов и других органов чувств. Однако исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, показывает, что звуки также играют важную роль в равновесии, особенно у людей с вестибулярной гипофункцией.

Такое состояние характеризуется сниженной функцией вестибулярной системы, из-за чего человек может испытывать трудности с равновесием, особенно в сложных средах, например, на оживленных улицах или вокзалах. При этом звуки ранее редко рассматривались как фактор, влияющий на баланс.

Ход эксперимента

Группа исследователей из Нью-Йоркского университета под руководством Аната Любецки провела эксперимент с участием 69 человек. Участников разделили на две группы: здоровые люди и те, кто страдает односторонней вестибулярной гипофункцией. Для проведения исследования использовалась гарнитура виртуальной реальности, которая имитировала пребывание в метро Нью-Йорка.

В ходе эксперимента участники находились на платформе, фиксирующей движения их тела. Им демонстрировали визуальные сценарии — статичные и динамичные виды метро. При этом накладывались различные звуковые эффекты: тишина, белый шум и звуки реального метро. Ученые измеряли два показателя равновесия: движение тела (колебания) и движения головы.

Результаты исследования

Эксперимент показал, что движущиеся изображения в сочетании со звуковыми эффектами вызывали наибольшие нарушения равновесия у людей с вестибулярной гипофункцией. Колебания усиливались при добавлении звуков, будь то белый шум или шум метро. Звуки значительно усиливали движения тела вперед-назад, а также движения головы в стороны и наклоны.

Для здоровых участников звуковые условия не оказывали влияния на равновесие, что подтверждает особую уязвимость людей с нарушением вестибулярной системы.

Практическое применение

«Звуки должны быть включены в программы диагностики и реабилитации для пациентов с вестибулярными нарушениями», — отмечает Анат Любецки. Терапия равновесия должна учитывать реальные акустические условия, характерные для повседневной жизни пациентов, и сочетать их с визуальными тренировками.

Виртуальная реальность — это перспективный инструмент, который может использоваться для разработки таких программ. Благодаря её гибкости можно создать различные сценарии, близкие к реальной среде, и адаптировать их под индивидуальные потребности пациента.

Комментарии закрыты