Новое исследование, опубликованное в журнале Chaos, подтверждает, что классическая музыка влияет на вариабельность сердечного ритма (HRV) плода, делая его более регулярным и предсказуемым.
Как звук воздействует на плод
Слуховая система плода развивается с 16-й недели беременности, а к 25-й неделе он уже способен различать звуки. В третьем триместре внутриутробное восприятие музыки становится возможным, и некоторые звуковые стимулы могут влиять на сенсорную регуляцию.
Примечание. Исследования показали, что младенцы способны запоминать звуки, услышанные в утробе, и демонстрируют узнавание после рождения.
Музыкальная стимуляция в этот период может влиять на активность автономной нервной системы, в том числе на сердечный ритм, что делает его важным индикатором внутриутробного развития.
Сердечный ритм как показатель развития
HRV отражает баланс между симпатической и парасимпатической нервной системой. Традиционно его анализ проводится с помощью линейных методов, однако новые подходы, такие как рекуррентный количественный анализ (RQA), позволяют оценить нелинейные изменения ритма.
Исследования показывают, что более предсказуемый и устойчивый HRV связан с лучшей регуляцией автономной нервной системы у новорождённого.
Методология исследования
Исследование проводилось в больнице Reina Madre Clínicas de la Mujer (Мексика) в период с апреля по июль 2024 года. В нём приняли участие 100 беременных женщин в возрасте от 28 до 40 недель беременности.
Отбор участников проводился по строгим критериям: в исследование включались только одноплодные беременности без осложнений, исключались случаи с гестационным диабетом, гипертонией и врождёнными пороками развития. В результате 37 фетальных R-R серий были признаны качественными и включены в анализ.
Для регистрации сердечного ритма использовался монитор Monica AN24 с частотой дискретизации 900 Гц. Электроды располагались на животе матери, а через наушники передавалась классическая музыка в двух пяти минутных отрезках: европейская и мексиканская классика. Анализ проводился по четырём этапам:
- PRE – до стимуляции,
- STIM1 – первый музыкальный отрезок,
- STIM2 – второй музыкальный отрезок,
- POST – после окончания стимуляции.
Анализ HRV включал как традиционные показатели (SDRR – стандартное отклонение R-R интервалов), так и нелинейные RQA-показатели, такие, как детерминированность (DET), длина диагональных линий (L, LMAX) и энтропия (ENTR).
Результаты исследования
Из 100 записанных случаев 57 были исключены из-за недостаточного качества данных, а ещё 6 – из-за гестационного диабета. Окончательный анализ включал 37 случаев.
Средний возраст беременных составил 29,2 года, средний срок беременности – 36,2 недели.
После музыкальной стимуляции наблюдалось следующее:
- Количество ускорений сердечного ритма увеличилось с 24 (PRE) до 31 (POST).
- DET вырос с 0,455 до 0,514, что свидетельствует о повышенной регулярности ритма.
- LMAX увеличился с 10,0 до 17,0 во втором музыкальном сегменте.
- SDRR повысился с 18,81 мс (STIM1) до 21,94 мс (POST), что указывает на увеличение общей вариабельности.
Примечание. Наиболее выраженные изменения произошли во время второго музыкального отрезка, что говорит о возможной специфической реакции на разные музыкальные стили.
Исследование подтвердило, что воздействие классической музыки в третьем триместре беременности изменяет параметры HRV у плода, делая сердечный ритм более стабильным и предсказуемым. Это может свидетельствовать о развитии автономной регуляции и потенциальном положительном влиянии музыкальной стимуляции на нервную систему.
«Музыкальное воздействие может стать неинвазивным методом поддержки внутриутробного развития» – отмечают авторы исследования.
Для дальнейших исследований необходимо определить, какие музыкальные параметры оказывают наибольшее влияние, а также изучить долгосрочные последствия внутриутробной музыкальной стимуляции.