Знание нескольких языков помогает с возрастом развивать умственные способности — исследование

0

Большинство согласится, что две головы лучше, чем одна, когда возникают проблемы. Та же эта логика может быть верна, если человек владеет несколькими языками, что помогает сохранению когнитивных процессов с возрастом. Об этом сообщает News-Medical.

Свободное владение двумя языками, по-видимому, предотвращает некоторое снижение когнитивных способностей, наблюдаемое у одноязычных людей того же возраста, согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Journal of Psychology and Aging.

«Установлено, что усвоенные знания и привычные процедуры (кристаллизованный интеллект) сохраняются с возрастом, — говорит ведущий автор Эллен Белосток, доктор философии из Йоркского университета. — Но способности, которые зависят от концентрации внимания на задаче (подвижный интеллект), на самом деле снижаются с возрастом».

В своем исследовании Белосток обнаружила, что те, кто говорил на двух языках большую часть своей жизни, могли лучше управлять своим вниманием, а также сложным набором быстро меняющихся требований задач, измеряемых экспериментальным заданием Саймона, – которое намеренно отвлекает испытуемых.

В трех исследованиях сравнивались результаты выполнения задачи Саймона в общей сложности 104 одноязычными и двуязычными людьми среднего возраста (30-59 лет) и 50 пожилыми людьми (60-88 лет). Согласно исследованию, задача Саймона измеряет время реакции без необходимости ознакомления испытуемых с содержанием, а также измеряет аспекты когнитивной обработки, которые снижаются с возрастом.

Испытуемые наблюдали за мигающими квадратами на экране компьютера, и их инструктировали нажимать определенную цветовую клавишу, когда они видели квадрат в определенном месте экрана. Половина квадратов была представлена на той стороне экрана, где была расположена правильная клавиша — конгруэнтные испытания, а другая половина квадратов была на противоположной стороне экрана, где была расположена правильная клавиша — неконгруэнтные испытания.

Кроме того, чтобы определить, была ли скорость фактором правильного ответа в этих задачах, использовался набор условий, которые увеличивали количество различных стимулов с двух до четырех мигающих квадратов. По словам авторов, билингвы реагировали быстрее, даже когда эти стимулы были представлены в центре экрана и не включали помех от несоответствующей информации о пространственном положении. По словам авторов, было использовано контрольное условие, при котором в центре экрана появлялись два стимула (мигающие квадраты), которые не приводили к различиям во времени реакции, что исключало общее преимущество в скорости в качестве объяснения различий в производительности между двуязычными и одноязычными группами.

Во всех трех исследованиях одноязычные и двуязычные взрослые, которые были сопоставлены по фоновому опыту и когнитивным показателям, по-разному справлялись с заданием Саймона. Как молодые, так и пожилые билингвы были быстрее, чем испытуемые, говорившие на одном языке, как в конгруэнтных, так и в неконгруэнтных испытаниях, но также проявляли меньшее отвлечение от неконгруэнтных предметов, независимо от скорости. Важно отметить, говорят авторы, что двуязычие уменьшило возрастное увеличение эффекта Саймона (отвлекаемость), подразумевая, что пожизненный опыт владения двумя языками ослабляет возрастное снижение эффективности тормозной обработки.

Авторы предполагают, что способность реагировать на стимул, игнорируя при этом нерелевантную информацию о местоположении, может быть теми же процессами когнитивного контроля, которые используются при использовании двух языков.

Все билингвы в этом исследовании использовали два языка каждый день, начиная с 10-летнего возраста. Авторы приходят к выводу, что двуязычие дает широкие преимущества в решении целого ряда сложных когнитивных задач.

Комментарии закрыты