По данным психологов, мудрость представляет собой многогранную конструкцию, которая охватывает аспекты познания, личности, развития человека. Когнитивные модели считают мудрость, как осознавание неопределенности, рассмотрение разных аспектов.
Хотя обычное представление, что с возрастом приходит мудрость – информация неоднозначна. Измерения на основе когнитивных моделей, таких как Берлинская парадигма мудрости, свидетельствуют о положительной связи мудрости и возраста в молодости, но потом достигается плато или даже снижается в старости.
Мудрость доказана в решении проблем жизни на всех стадиях взрослого возраста, особенно пожилого возраста. Мудрость способствует преодолению трудностей и является защитной системой от негативного воздействия стресса. В условиях современного глобального кризиса, стоящего перед людьми, сохранение мудрости является очень важным.
Модель мудрости, ориентированная на человека, подчеркивает такие качества, как любознательность, сомнение во своих убеждениях, сочувствие и самоотверженность. Модель развития предусматривает развитие мудрости на основе опыта жизни под воздействием индивидуальных открытий, умения, творчества, опыта жизни, наставления и конкретного контекста развития.
Измерения, ориентированные на личность типа Трехмерной шкалы мудрости, часто свидетельствуют о негативной корреляции, в особенности в когнитивных измерениях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у разных компонентов мудрости различные возрастные пути.
Отношения мудрости и возраста сложные. Индивидуальное развитие мудрости различается по опыту, контексту, личным и межчеловеческим ресурсам. Глюк считает, что ближайшие исследования сосредоточатся на разработке измерения мудрости на различных стадиях жизни, изучения мудрости в различных культурах, а также создании экологически оправданных мудрых мер. В условиях современного глобального кризиса, с которым человечество сталкивается, важное значение имеет воспитание мудрости.
Об этом сообщается на страницах журнала Current Opinion in Psychology.