Как наш мозг противостоит когнитивным перегрузкам, рассказали ученые

0

Исследователи Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ) провели интересное исследование, раскрывающее механизмы работы мозга при длительных умственных нагрузках. Их работа, опубликованная в журнале IEEE Transactions on Cognitive and Developmental Systems, проливает свет на то, как наш мозг справляется с когнитивными перегрузками и какие компенсаторные механизмы при этом задействуются.

Как сообщает издание Planet Today, в эксперименте приняли участие 14 молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет. Они проходили тест Стернберга, который представляет собой серию задач для оценки рабочей памяти. Участникам требовалось запоминать наборы букв различной длины и затем определять, присутствовала ли определенная буква в исходном наборе. Задания были разделены на два блока: простые (с последовательностями из двух-трех букв) и сложные (с шестью-семью буквами).

Для регистрации активности мозга ученые использовали функциональную ближнюю инфракрасную спектроскопию (fNIRS), а также метод отслеживания движений глаз (eye-tracking) для анализа зрительного восприятия. Кроме того, до и после эксперимента участники проходили тесты на уровень усталости.

Результаты исследования показали, что после выполнения задач общий уровень усталости у всех испытуемых значительно возрос. Интересно, что количество ошибок при этом оставалось примерно на одном уровне. Однако время выполнения простых заданий увеличилось, в то время как со сложными задачами участники справлялись с одинаковой скоростью на протяжении всего эксперимента.

Анализ данных fNIRS выявил, что по мере нарастания усталости у участников ослабевали функциональные связи между лобной и теменной долями коры головного мозга. Однако затем включались компенсаторные механизмы, позволяющие мозгу сохранить работоспособность через изменение конфигурации лобно-теменной сети.

Этот феномен может объяснить, почему дорожные происшествия часто случаются на простых участках пути. На таких отрезках внимание водителей рассеивается, в то время как на сложных участках они мобилизуются, подключая резервы мозга и всего организма.

Исследование БФУ вносит важный вклад в понимание того, как наш мозг адаптируется к длительным когнитивным нагрузкам. Оно демонстрирует, что мозг обладает удивительной способностью перестраивать свои нейронные связи для поддержания эффективности работы даже в условиях усталости.

Эти знания могут найти применение в различных областях, от оптимизации рабочих процессов до разработки новых методов обучения и реабилитации. Понимание механизмов компенсации усталости мозга может помочь в создании более эффективных стратегий управления умственной нагрузкой и предотвращении негативных последствий переутомления.

Комментарии закрыты