Что делать с медицинскими отходами образовательному учреждениям

0

Какие только отходы не образуются на территории образовательных учреждений! Списанная оргтехника, сломанная мебель, использованная канцелярия, пластик, вата и бинты – лишь малая часть мусора в школах, детских садах, вузах. Как правильно организовать обращение с ними – сбор, хранение, учет, вывоз на утилизацию? Отходы в образовательных учреждениях очень разные по составу и требуют избирательного подхода

Какие отходы образуются в образовательных учреждениях

В школах, вузах, училищах образуются такие виды отходов:

  • несортированные пищевые – из пищеблоков;
  • медицинские – из медпункта;
  • твердые коммунальные;
  • использованные или бракованные ртутные, люминесцентные и электрические лампы накаливания;
  • крупногабаритный мусор – сломанная мебель и оборудование;
  • смет с территории.

Поскольку на территории практически всегда есть контейнер для накопления мусора, учреждение ведет деятельность по обращению с отходами. Значит, должно следовать нормам закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Какие требования предъявляет закон об отходах к образовательным учреждениям

Каждая школа, вуз, техникум или детский сад, где образуются отходы, должны:

  • провести их инвентаризацию;
  • разработать инструкцию по обращению, назначить ответственное лицо;
  • составить и утвердить паспорта на отходы I-IV классов опасности, если таковые образуются (их перечень указан в Федеральном классификационном каталоге – ФККО);
  • проводить учет и представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и вывозе.

Паспорт опасных отходов составляют по типовой форме. Его копии передают заказным письмом или лично в территориальные органы Росприроднадзора. Документ действует бессрочно. Нормативы образования отходов также согласовывают с Росприроднадзором и утверждают сроком на пять лет при условии, что образовательное учреждение будет раз в год подтверждать соблюдение лимитов. В школе или вузе заводят специальный журнал, который не имеет общепринятой, официально утвержденной формы, и ответственное лицо контролирует ведение записей. В отношении учета медицинских отходов требования гораздо более жесткие и четко регламентированы.

Несортированный мусор из бытовых и офисных помещений образовательных учреждений относится к IV классу опасности и требует паспортизации.

Что такое годовой отчет по отходам

Раз в год образовательные учреждения предоставляют в Росстат статистическую отчетность по форме № 2-ТП. Росприроднадзор имеет собственный перечень лиц на конкретной территории, на которых распространяется обязанность подавать отчетность. Если школа или вуз не вошли в него, они все равно должны передавать сведения в Росстат по вышеназванной форме. В отчете указывают данные по каждому виду отхода от I до V класса опасности с указанием кода по ФККО. Требование актуально и для тех учреждений, где образуются только отходы V класса опасности.

Особенности обращения с отходами разных типов

Твердые коммунальные отходы вывозит и утилизирует специализированная организация. Сжигать их на территории образовательного учреждения нельзя. Сбор и вывоз пищевых отходов с территории образовательных учреждений до сих пор регламентируется Методическими рекомендациями, утвержденными Минжилкомхозом в 1974 году. Школы, сады, вузы имеют право только хранить ртутьсодержащие лампы в специально отведенном для этого месте, отдельно от других видов отходов, в неповрежденной таре из-под новых ламп. В проекте согласовывают предельное количество ламп, допускаемое к хранению. Выбрасывать их в обычный мусорный контейнер запрещено: вывозом люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов на утилизацию также занимаются специализированные компании.

Что делать с медицинскими отходами

Медицинские отходы представляют большую угрозу для экологии и человечества, но их не относят к классам опасности по ФККО. На категории их делят по другому принципу:

  • класс «А» – эпидемиологически безопасный мусор, образованный в медкабинетах;
  • класс «Б» – отходы, имеющие контакт с биологическими жидкостями, например использованная вата и бинты;
  • класс «В» – отходы, представляющие чрезвычайную эпидемиологическую опасность;
  • класс «Г» – токсикологически опасные отходы, например ртутные термометры, медикаменты с истекшим сроком годности;
  • класс «Д» – радиоактивные отходы.

На фото – медпункт

В школах, детских садах, вузах образуются опасные медицинские отходы

Как организовать учет и вывоз медицинских отходов

Учет и контроль движения отходов каждого класса осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами». Особое внимание уделяют классам «Б» и «В», которые перед вывозом должны быть предварительно обеззаражены. Все этапы фиксируют в технологических журналах. Школа, сад или училище должны заключить договор со специализированной организацией, транспортирующей медицинские отходы на утилизацию. По факту каждого вывоза учреждение получает подтверждающие документы.

В образовательных учреждениях регулярно проверяют, соблюдаются ли требования закона в отношении медицинских отходов. Один раз в месяц контролирующие органы проводят визуальную и документальную проверку. Один раз в год инициируется лабораторно-инструментальный контроль.

Что говорит закон: немного об ответственности

Если в образовательном учреждении неправильно обращаются с отходами, заведению угрожают штрафы – в соответствии со Статьей 8.2 КоАП:

  • от 10 до 30 тысяч рублей – для должностных лиц за первое нарушение;
  • от 100 до 250 тысяч рублей – для юридических лиц;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чтобы выполнить требования закона и санитарных норм, образовательные учреждения должны организовать правильный сбор и хранение, учет твердых бытовых, пищевых, медицинских отходов. Обязательный этап – заключение договора с профильной организацией, которая возьмет на себя вывоз и утилизацию.

Поделиться в соц сетях:

Комментарии закрыты