Поколение COVID: как пандемия влияет на мозг детей?

0

Хотя дети, как правило, лучше себя чувствуют при заражении SARS-CoV-2, по сравнению с взрослыми, предварительные исследования показывают, что стресс, связанный с пандемией во время беременности, может негативно сказаться на развитии мозга плода у некоторых детей. Более того, измотанные родители могут по-разному или в меньшей степени взаимодействовать со своими маленькими детьми таким образом, который может повлиять на физические и умственные способности ребенка., сообщает издание Nature.

Блокировки, которые имели решающее значение для борьбы с распространением коронавируса, изолировали многие молодые семьи, лишив их игрового времени и социальных взаимодействий. Измученные и истощенные, многие воспитатели также не смогли предоставить время, в котором нуждаются дети и малыши.

“Некоторые дети, родившиеся в течение последних двух лет, могли бы испытывать задержки в развитии, в то время как другие могли бы процветать, если бы воспитатели находились дома в течение длительного времени и у братьев и сестер было больше возможностей для взаимодействия. Как и во многих аспектах здравоохранения во время пандемии, социальные и экономические различия играют четкую роль в том, кто страдает больше всего. Ранние данные свидетельствуют о том, что использование масок не оказало негативного влияния на эмоциональное развитие детей. Но пренатальный стресс может способствовать некоторым изменениям в связях мозга. Картина меняется, и многие исследования еще не прошли экспертную оценку”, – говорит Джеймс Гриффин, руководитель Отдела развития и поведения детей Национального института здоровья и развития человека Юнис Кеннеди Шрайвер.

Проведение сравнительных результатов у разных участников и детей, родившихся во время пандемии, показало почти на два стандартных отклонения меньше, чем у детей, родившихся до нее, по набору тестов, которые измеряют развитие аналогично тестам на IQ. Они также обнаружили, что наибольший спад наблюдался у детей из семей с низким уровнем дохода, что мальчики пострадали больше, чем девочки, и что в наибольшей степени пострадали общие двигательные навыки.

Эксперты подозревают, что проблемы возникают из-за отсутствия взаимодействия между людьми. В последующем исследовании, которое еще не было опубликовано, они записали взаимодействие родителей и детей дома, обнаружив, что количество слов, сказанных родителями своим детям, и наоборот, за последние два года было меньше, чем в предыдущие годы. Он также подозревает, что младенцы и малыши не получают такой большой двигательной практики, как обычно, потому что они регулярно не играют с другими детьми или не ходят на игровые площадки.

Другие исследования подтверждают идею о том, что отсутствие взаимодействия со сверстниками может сдерживать некоторых детей. В исследовании, опубликованном ранее в этом году, исследователи из Соединенного Королевства опросили 189 родителей детей в возрасте от 8 месяцев до 3 лет, задавая вопрос о том, посещали ли их дети детский сад или дошкольное учреждение во время пандемии, и оценивая языковые и исполнительные навыки. Авторы обнаружили, что навыки детей были сильнее, если бы они получали групповой уход во время пандемии, и что эти преимущества были более выражены среди детей из семей с более низким уровнем дохода.

Ряд исследований свидетельствует о том, что среди детей школьного возраста дистанционное обучение может привести к увеличению и без того большого разрыва в обучении и развитии между детьми из обеспеченных и малообеспеченных семей, а также между белыми детьми и цветными детьми. В Нидерландах исследователи обнаружили, что дети показали худшие результаты по национальным оценкам в 2020 году — по сравнению с тремя предыдущими годами — и что потери в обучении были на 60% больше для детей из менее образованных семей.

Другие исследователи заинтересованы в том, чтобы узнать, может ли пандемия повлиять на развитие детей до их рождения. Кэтрин Лебель, психолог, руководящая Лабораторией нейровизуализации развития в Университете Калгари в Канаде, и ее коллеги опросили более 8000 беременных во время пандемии. Почти половина сообщила, что испытывает симптомы тревоги, в то время как у одной трети были симптомы депрессии-гораздо более высокий процент, чем в предпандемические годы. Как этот стресс влиял на младенцев в утробе матери?

Лебель и ее команда установили связь между пренатальной депрессией и различиями в связях мозга в тех же областях и предположили, что у мальчиков эти изменения мозга коррелируют с агрессивным и гиперактивным поведением в дошкольном возрасте 12 лет. Другие команды обнаружили, что изменения в связи между этими областями у взрослых являются факторами риска депрессии и тревоги.

“Это области, которые участвуют в обработке эмоций, и множество различных форм поведения”, – говорит Лебель.

Действительно, исследования исторических катастроф показывают, что, хотя стресс в утробе матери может быть вредным для детей, он не всегда имеет долгосрочные последствия. Дети, родившиеся у людей, которые испытали значительный стресс в результате наводнения 2011 года в Квинсленде, Австралия, показали дефицит навыков решения проблем и социальных навыков в возрасте шести месяцев по сравнению с детьми, родившимися у людей, которые испытали меньший стресс. Однако к 30 месяцам эти результаты больше не коррелировали со стрессом, и чем более чутко родители реагировали на потребности своих детей и малышей после рождения, тем лучше малыши справлялись.

“Даже если пандемия действительно повлияла на мозг детей, еще есть время вернуть их на прежний курс, – отмечают эксперты. – Мы можем полностью избежать того, чтобы это стало чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. Мозг шестимесячных детей очень пластичен, и мы можем проникнуть туда и изменить их траекторию. Родители могут добиться успеха, регулярно играя и разговаривая со своими маленькими детьми и предоставляя им возможность играть с другими в безопасных условиях”.

Изменения в политике, направленные на поддержку семей и детей, также могут иметь значение. Исследование Лебеля показало, что значимая социальная поддержка, например, со стороны партнера или близкого друга, во время беременности приводила к гораздо меньшему внутриутробному стрессу.

Комментарии закрыты