Каждый третий ребенок-инвалид в мире сталкивался с насилием в своей жизни

0

Дети и подростки (в возрасте 0-18 лет) с ограниченными возможностями и имеющих опыт физического, сексуального, эмоционального насилия и пренебрежения по существенно более высоким ставкам, чем те, без инвалидности, несмотря на повышение осведомленности и политики в последние годы, по данным систематического обзора и мета-анализа исследований с участием более чем 16 миллионов молодых людей из 25 стран мира, проведенного в период с 1990 по 2020 год, опубликованный в журнале Lancet охраны здоровья детей и подростков журнал.

Молодые люди с психическими заболеваниями и когнитивными нарушениями или нарушениями в обучении (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности и аутизмом) особенно подвержены насилию, и в целом дети-инвалиды более чем в два раза чаще подвергаются насилию по сравнению с детьми без инвалидности, что может оказать серьезное и долгосрочное воздействие на их здоровье и благополучие.

Авторы отмечают, что, хотя исследование дает наиболее полную картину насилия, которому подвергаются дети-инвалиды во всем мире, существует нехватка данных из стран с низким и средним уровнем дохода (LMICS), особенно в Юго-Восточной и Центральной Азии и Восточной Европе.

Тем не менее, авторы говорят, что полученные результаты подчеркивают настоятельную необходимость совместных усилий правительств, работников здравоохранения и социальной защиты, а также исследователей по повышению осведомленности обо всех формах насилия в отношении детей-инвалидов и укреплению профилактических усилий.

“Наши результаты показывают неприемлемые и тревожные показатели насилия в отношении детей с ограниченными возможностями, которые нельзя игнорировать”,-говорит профессор Джейн Барлоу из Оксфордского университета, Великобритания, которая возглавляла исследование. “Все дети имеют право на защиту от насилия, которое имеет долгосрочные социальные, медицинские и экономические последствия, включая более высокий уровень отсева из школы, худшие перспективы трудоустройства и более высокий риск психических заболеваний и хронических заболеваний в дальнейшей жизни. Мы должны срочно инвестировать в услуги и поддержку, направленные на устранение факторов, которые подвергают детей-инвалидов повышенному риску насилия и жестокого обращения, включая стресс для опекунов, социальную изоляцию и нищету”.

По оценкам, 291 миллион детей и подростков страдают эпилепсией, умственной отсталостью, нарушением зрения или слуха, что составляет около 11% от общей численности детского и подросткового населения в мире. Многие другие имеют другие физические и умственные недостатки. Подавляющее большинство детей – инвалидов – более 94% – живут в странах СНГ, где сходятся многочисленные риски.

Стигматизация, дискриминация, отсутствие информации об инвалидности и неадекватный доступ к социальной поддержке для опекунов способствуют более высокому уровню насилия, с которым сталкиваются дети-инвалиды. Это может усугубляться нищетой и социальной изоляцией. Уникальные проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, такие как неспособность вербализовать или защитить себя, также могут сделать их мишенью насилия.

В 2012 году в систематическом обзоре, опубликованном в журнале “Ланцет”, было подсчитано, что более четверти детей-инвалидов в странах с высоким уровнем дохода подвергались насилию и что их шансы столкнуться с насилием были более чем в три раза выше, чем у их сверстников, не являющихся инвалидами.

Этот новый анализ включает в себя большее количество исследований из более широкого географического района, большее количество видов насилия (например, издевательства со стороны сверстников и насилие со стороны интимного партнера) и более широкий спектр инвалидности (физические ограничения, психические расстройства, когнитивные нарушения или неспособность к обучению, сенсорные нарушения и хронические заболевания), а также использование обновленных методов для предоставления текущих глобальных оценок насилия в отношении детей-инвалидов до сентября 2020 года. Новые оценки показывают, что каждый третий ребенок-инвалид пережил насилие и что они в два раза чаще подвергаются насилию, чем дети, не являющиеся инвалидами.

Исследователи провели систематический обзор и метаанализ всех наблюдательных исследований по измерению насилия в отношении детей с ограниченными возможностями, опубликованных в 18 англоязычных базах данных и трех региональных китайских базах данных в период с 1990 по 2020 год. Были проанализированы данные 98 исследований с участием более 16,8 миллиона детей (в возрасте 0-18 лет), в том числе 75 исследований из стран с высоким уровнем дохода и 23 исследования из семи стран с низким и средним уровнем дохода.

Анализ данных 92 исследований, посвященных распространенности насилия, показал, что общие показатели насилия варьировались в зависимости от инвалидности и были несколько выше среди детей с психическими расстройствами (34%) и когнитивными или обучающимися нарушениями (33%), чем среди детей с сенсорными нарушениями (27%), физическими ограничениями или ограничениями мобильности (26%) и хроническими заболеваниями (21%).

Наиболее часто сообщаемые виды насилия были эмоциональными и физическими, с которыми сталкивался примерно каждый третий ребенок и подросток-инвалид. По оценкам, каждый пятый ребенок-инвалид сталкивается с пренебрежением, а каждый десятый-с сексуальным насилием.

Исследование также обращает внимание на высокий уровень издевательств со стороны сверстников: по оценкам, почти 40% детей с ограниченными возможностями подвергались издевательствам со стороны своих сверстников. Личное запугивание (физические, словесные или реляционные действия, такие как удары и пинки, оскорбления и угрозы или социальная изоляция) встречается чаще (37%), чем киберзапугивание (23%).

В общем, дети-инвалиды, проживающие в малообеспеченных странах наблюдался более высокий уровень насилия, чем в странах с высоким уровнем дохода – возможно, вследствие ограниченного доступа к профилактике и вспомогательных служб, низкий уровень правовой защиты, а также отношения и нормы, которые не допускают людей с ограниченными возможностями здоровья и привести к большей социальной терпимости к насилию.

“Насилие в отношении детей-инвалидов можно предотвратить. Этим детям нужно дать правильные жизненные шансы сейчас”,-говорит соавтор исследования доктор Цуйи Фанг из Пекинского нормального университета в Китае. “Цели устойчивого развития ООН направлены на прекращение всех форм насилия в отношении детей к 2030 году. Достижение этой цели потребует от политических лидеров, практиков и исследователей совместной работы по внедрению того, что, как мы уже знаем, работает для предотвращения насилия, таких как основанные на фактических данных родительские вмешательства, а также разработки и оценки эффективных общинных, школьных и онлайновых вмешательств, направленных на конкретные формы насилия”.

Она добавляет:

“Очевидно, что страны с низким и средним уровнем дохода, в частности, сталкиваются с дополнительными проблемами, подпитываемыми сложными социальными и экономическими факторами, и должны создать правовые рамки для предотвращения насилия наряду с повышением потенциала систем здравоохранения и социальных услуг для удовлетворения сложных потребностей детей-инвалидов и их семей. Необходимы также более активные исследования среди экономически обездоленных групп населения и для расследования насилия, совершаемого интимными партнерами и авторитетными фигурами”.

Авторы признают некоторые ограничения в исследовании. Во-первых, несмотря на увеличение числа исследований по сравнению с обзором 2012 года, это были только 23 исследования из семи LMICS, что может ограничить выводы, которые можно сделать. Они также подчеркивают, что различные контексты, методологические особенности, виды инвалидности и характеристики ребенка (например, пол и возраст) могли повлиять на оценки. Кроме того, различные определения и меры насилия и инвалидности затрудняли сравнение исследований, в то время как менее 40% исследований контролировали наличие смешивающих факторов или использовали репрезентативные выборки, что затрудняло установление того, был ли высокий уровень насилия обусловлен инвалидностью или другими факторами. Наконец, поскольку исследование в значительной степени основано на отчетности детей и опекунов, а также учитывая чувствительный и стигматизированный характер насилия и когнитивных ограничений, истинная распространенность насилия может быть еще выше.

Написав в связанном комментарии, д-р Таня Кинг из Мельбурнского университета в Австралии (которая не участвовала в исследовании) отмечает, что, возможно, после пандемии COVID-19 наблюдается эскалация насилия в отношении детей-инвалидов, добавив, что

“Статья 19 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, одобренная многими странами мира, закрепляет права детей на защиту от насилия. Поскольку число детей-инвалидов во всем мире продолжает расти, мы должны создать системы и процессы для защиты их от насилия. Улучшение услуг и поддержки для детей-инвалидов уменьшит многие факторы риска, лежащие в основе их более широкого опыта насилия. Императивов для действий много: они носят экономический характер, поскольку ущерб, наносимый насилием, является дорогостоящим. Императивы носят социальный характер-общество может многое выиграть от улучшения интеграции инвалидов. Но важно отметить, что императивы являются моральными-для нынешнего общества неприемлемо терпеть такие темпы насилия. насилие среди детей-инвалидов”.

Комментарии закрыты