В новом исследовании ученые изучили, почему так трудно поддерживать креативность. Самые популярные инновации, которые варьируются от уникальных инструментов до новаторских бизнес-идей, объединяет одно: креативность. Однако поддерживать креативность может быть непросто.
Недавнее исследование, проведенное в бизнес-школе Olin Университета Вашингтона в Сент-Луисе, опубликованное в журнале Journal of Applied Psychology, выявило один фактор, который может объяснить, почему некоторым начинающим творцам трудно повторить свои первоначальные творческие работы, в то время как другие продолжают создавать творческие работы.
Маркус Баер, профессор кафедры организационного поведения Olin, и Дирк Дейхманн, исследователь Роттердамской школы менеджмента в Нидерландах, обнаружили, что награждение начинающих авторов новаторских идей наградами или другими формами признания может значительно снизить вероятность их будущей творческой работы.
“В нашем исследовании мы обнаружили, что люди, которые разрабатывают новые идеи и получают за них награды, начинают видеть себя в первую очередь”творческой личностью, – сказал Баер. – По сути, как только человек оказывается в центре внимания, выход из него – путем создания новой идеи, которая разочаровывает или бледнеет по сравнению с предыдущими работами, – представляет угрозу, и ее следует избегать. Один из способов сделать это – полностью прекратить производство. Вы не можете поставить под угрозу свою личность и репутацию, если не создаете ничего нового”.
Другими словами, страх неудачи во второй раз может заставить продюсеров избегать рисков, которые угрожают их творческой идентичности.
Об исследовании
Баер и Дейхманн первоначально провели архивное исследование 224 авторов британских кулинарных книг, чтобы изучить влияние получения награды или признания на начинающих продюсеров. Поскольку кулинарные книги – это творчество и труд любви, авторы исследования утверждают, что индустрия кулинарных книг – идеальный контекст для изучения устойчивого творчества. Согласно их выборке, чуть более половины начинающих авторов кулинарных книг опубликовали вторую книгу. Интересно, что они заметили, что чем более уникальной была первая кулинарная книга, тем меньше вероятность того, что автор напишет вторую кулинарную книгу.
Затем Баер и Дейхман провели эксперимент со студентами бизнес-школы. Участникам было предложено разработать концепцию потенциальной кулинарной книги. Половине участников сказали, что их идея была “очень оригинальной и новой”, в то время как другой половине сказали, что их идея была “очень солидной и традиционной”. Подгруппе участников также сказали, что их идеи были “среди идей, которые, скорее всего, произведут большой фурор в кулинарном сообществе.”
Наконец, у участников была возможность разработать концепцию второй кулинарной книги или развить свою первоначальную идею с помощью маркетингового плана. Эксперимент показал, что, когда люди с ходу придумывают совершенно новую, отмеченную наградами идею, у них меньше шансов создать последующую идею.
Второй эксперимент, основанный на оригинале, позволил авторам более точно определить действующие психологические механизмы. В двух экспериментальных исследованиях процент начинающих продюсеров, которые решили разработать вторую идею, в отличие от использования первой идеи, составил 21 и 34 соответственно.
“Участники столкнулись с большей угрозой для своей творческой идентичности, когда продюсеры отмеченных наградами новых работ столкнулись с возможностью продолжения своего творческого пути, снова создавая оригинальную работу”, – заключили авторы.
Творчество, скорее всего, расцветет в среде, где продюсеры мотивированы в первую очередь вызовом и смыслом самой работы, то есть проблемой, которую они пытаются решить, и обладают некоторыми специфическими для творчества навыками, такими как объединение или объединение идей из разных областей знаний,полагают эксперты.
Предыдущие исследования были сосредоточены на преимуществах наград, но Баер и Дейхман обнаружили, что получение награды может, как это ни парадоксально, умерить творческий потенциал продюсеров, поскольку это создает дополнительный уровень стресса в творческой среде.
“Награды вредны только для людей, создающих новые вещи, потому что они подчеркивают творческую идентичность таких людей, заставляя их чувствовать угрозу от перспективы скомпрометировать эту идентичность посредственной работой”, – сказал он.