Исследование также показывает, что воздействие может стать еще более глубоким в сочетании со стрессом во взрослом возрасте. В соответствующем, но отдельном исследовании исследователи также отметили важность выбора времени для начала терапии, предназначенной для противодействия последствиям стресса в раннем возрасте.
“Прошлые исследования, проведенные как на людях, так и на животных, уже установили, что значительные стрессы, испытываемые в раннем возрасте, могут вызывать проблемы в развитии социальных навыков и поведенческие проблемы, которые могут сохраняться в детстве и во взрослом возрасте”, — сказала Джуди Кэмерон, доктор философии, ученый из отдела репродуктивных наук и неврологии вOHSU, Орегонский национальный исследовательский центр приматов и Питтсбургский университет.
Эти проблемы могут проявляться по-разному, включая повышенную тревожность, антисоциальное поведение, депрессию, злоупотребление наркотиками и алкоголем и самоубийство. Однако на сегодняшний день получено мало информации о том, могут ли сроки воздействия стресса в раннем возрасте быть связаны с различными результатами. Кроме того, было проведено несколько исследований для определения наилучших методов предотвращения или противодействия пожизненным последствиям такого раннего воздействия стресса.
Более ранние исследования показали, что первые несколько месяцев жизни представляют собой драматический период для развития мозга, особенно в неокортикальных областях мозга, которые важны для развития социальных навыков. Развитие нейронов в этой области происходит чрезвычайно ускоренными темпами в течение первых нескольких месяцев жизни. Кроме того, в этот период происходят важные изменения в химии мозга. Быстрые изменения в структуре и функциях мозга делают человека или животное более восприимчивыми к воздействию окружающей среды на этом этапе развития.
Исследование с приматами
Оба исследования, представленные в Сан-Диего, проводились с использованием приматов, не являющихся людьми. Прошлые исследования показали, что обезьяны являются отличными моделями для изучения последствий стресса в раннем детстве. Изменения в поведении младенцев обезьян, вызванные стрессом, очень похожи на те, которые наблюдаются у человеческих младенцев.
Для проведения первого исследования исследователи отслеживали в общей сложности 15 животных. Чтобы смоделировать значительный стресс в раннем возрасте у людей, детеныши обезьян, которые жили в социальных группах, в разное время в младенчестве переживали удаление своей матери.
Обезьяны были разделены на три категории. Первая категория младенцев была разлучена со своими матерями в течение первой недели жизни, до развития социальных навыков. Вторая категория младенцев была разлучена со своими матерями, когда им был один месяц, на этапе, когда развиваются социальные навыки. У третьей категории младенцев мать была удалена из социальной группы в шесть месяцев. Эта третья категория считалась контрольной группой, поскольку обезьяны в дикой природе становятся более независимыми от своих матерей примерно в шестимесячном возрасте.
Результаты
Обезьяны, разлученные на одну неделю, были менее общительны, когда были молоды, и эта особенность сохраняется и во взрослом возрасте. Обезьяны, как правило, демонстрировали более высокое, чем обычно, количество самоуспокоительных действий, таких как сосание большого пальца или пальца ноги. Кроме того, эти обезьяны, как правило, имели меньшее социальное доминирование в групповой обстановке, возможно, в связи с их сниженными социальными навыками. Напротив, обезьяны, разлученные в течение одного месяца, демонстрировали повышенный поиск социального комфорта и усиление социального доминирования. Во взрослом возрасте эти же обезьяны проводили больше времени, участвуя в социальных играх, по сравнению с животными из других групп. Они также имели тенденцию быть более доминирующими, чем другие обезьяны.
Исследователи также отслеживали реакцию этих трех групп животных во взрослом возрасте, когда их помещали в новые социальные группы. Животные, разлученные на одну неделю были наиболее взволнованы этим социальным изменением. Они попробовали много новых форм поведения, повысили социальное поведение до уровня других групп обезьян, усилили социальное доминирование, но также чаще угрожали другим обезьянам.
У животных, разлученных на один месяц, наблюдались изменения в пищевом поведении и уменьшалась игра, когда их помещали в новые социальные группы. Таким образом, реакция на стресс во взрослом возрасте сильно зависела от того, испытывали ли животные стресс в раннем возрасте и когда.
Одним из важных замечаний является то, что более ранние исследования показывают, что чувствительность к стрессу повышается у людей, которые подвергаются стрессам в раннем возрасте. Это исследование показывает, что это не всегда так и, по крайней мере, частично зависит от времени возникновения стресса в раннем возрасте.
Ученые отметили, что младенцы, разлученные со своими матерями в возрасте одной недели, демонстрировали ряд нетипичных форм поведения. Однако, когда разлученных обезьян спаривали с приемной матерью в течение первого месяца, все эти формы поведения быстро менялись. У обезьян, спаренных с приемными матерями на втором месяце жизни, произошел обратный процесс, но более медленными темпами. У обезьян, спаренных на третьем месяце жизни, не наблюдалось изменения этого нетипичного поведения.
Выводы
Исследователи считают, что это исследование показывает небольшое, но отчетливое окно возможностей для возможного обращения вспять или предотвращения плохого развития социальных навыков из-за воздействия стресса в раннем возрасте. Разрушенные отношения имеют как непосредственные, так и долгосрочные последствия. Вмешательства, основанные на отношениях, могут вернуть детей в нужное русло, но часы всегда тикают, и чем раньше вмешательство, тем лучше результат. Об этом пишет News-Medical.