Выводы команды, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, опровергают распространенные заблуждения о том, что дезинформация распространяется из-за отсутствия у пользователей навыков критического мышления, необходимых для отличия правды от лжи, или из-за того, что их сильные политические убеждения искажают их суждения.
Только 15% наиболее часто распространяющих новости участников исследования были ответственны за распространение от 30% до 40% фейковых новостей.
Исследовательская группа из Школы бизнеса USC Marshall и Колледжа литературы, искусств и наук USC Dornsife задалась вопросом: что мотивирует этих пользователей? Как оказалось, как и в любой видеоигре, в социальных сетях есть система вознаграждений, которая побуждает пользователей оставаться в своих аккаунтах и продолжать публиковать и делиться. Пользователи, которые часто публикуют и делятся, особенно сенсационной, привлекательной информацией, скорее всего, привлекут к себе внимание.
«Благодаря системам обучения, основанным на вознаграждении, в социальных сетях у пользователей формируется привычка делиться информацией, которая получает признание у других, — пишут исследователи. — Как только привычки формируются, обмен информацией автоматически активируется с помощью сигналов на платформе, без учета критических результатов реагирования пользователей, таких как распространение дезинформации».
Привычки пользователей социальных сетей являются большей причиной распространения дезинформации, чем отдельные атрибуты. Из предыдущих исследований известно, что некоторые люди не обрабатывают информацию критически, а другие формируют мнения, основанные на политических предубеждениях, что также влияет на их способность распознавать ложные истории в Интернете.В целом, в исследовании приняли участие 2476 активных пользователей Facebook в возрасте от 18 до 89 лет, которые добровольно согласились принять участие в ответ на онлайн-рекламу. Им была выплачена компенсация за прохождение опроса «принятие решений» продолжительностью около семи минут.
Удивительно, но исследователи обнаружили, что привычки пользователей к социальным сетям удвоили, а в некоторых случаях и утроили количество фейковых новостей, которыми они делились. Их привычки оказали большее влияние на распространение фейковых новостей, чем другие факторы, включая политические убеждения и отсутствие критического мышления. Постоянные пользователи отправляли в шесть раз больше поддельных новостей, чем случайные или новые пользователи.
Почему распространяются поддельные новости
В первом эксперименте исследователи обнаружили, что обычные пользователи социальных сетей делятся как правдивыми, так и фейковыми новостями.
В другом эксперименте исследователи обнаружили, что привычный обмен дезинформацией является частью более широкой модели нечувствительности к распространяемой информации. На самом деле, обычные пользователи делились политически противоречивыми новостями — новостями, которые бросали вызов их политическим убеждениям, — а также согласованными новостями, которые они одобряли.
Наконец, команда проверила, можно ли разработать структуры вознаграждения в социальных сетях, способствующие обмену правдивой информацией, а не ложной. Они показали, что стимулы к точности, а не к популярности (как в настоящее время на сайтах социальных сетей), удвоили количество точных новостей, которыми пользователи делятся на социальных платформах.
Выводы исследования
- Привычный обмен дезинформацией не является неизбежным.
- Пользователей можно стимулировать к формированию привычек обмена информацией, которые сделают их более чувствительными к обмену правдивым контентом.
- Эффективное сокращение дезинформации потребует реструктуризации онлайн-среды, способствующей и поддерживающей ее распространение.