«Родители часто имитируют воркование и лепетание младенцев, пытаясь разговаривать на уровне, понятном младенцам, — говорит профессор психологии из Йорка Мария Легерсти, которая разработала исследование. — Однако мы установили, что такое подражание эффективно только в том случае, если взрослые также настраиваются на эмоции своего ребенка».
Ее результаты показывают, что младенцы реагируют на повышенную социальную осведомленность, когда матери настроены на их настроение. Они быстрее узнают своих матерей и предпочитают взаимодействовать с ними. Легерсти говорит, что «детский лепет» (характеризующийся использованием преувеличенной мимики и высокого тона) является ценным инструментом обучения, но только как часть этого эмоционального обмена.
Итак, как именно вы общаетесь со своим ребенком, чтобы вызвать эти улучшенные эмоциональные реакции?
«Важно следовать коммуникативному ритму вашего ребенка и сосредоточиться на том, чтобы делиться эмоциями, особенно позитивными, — говорит Легерсти. — Произносите слова по очереди и сосредоточьтесь на значении взаимодействия, а не на их физических реакциях. В целом, старайтесь быть ориентированными на ребенка, а не на себя».
Это «чувство сопричастности», как его называют исследователи, помогает младенцам развиваться в социальном плане. Когда родители не могут поделиться подлинными эмоциями со своими детьми, обмен становится коротким. Младенцы отключаются. Эксперт отмечает, что в долгосрочной перспективе это короткое замыкание может также повлиять на когнитивное развитие детей.
В исследовании использовались цифровые камеры для захвата и кодирования взаимодействия между ребенком и опекуном, фиксируя мельчайшие изменения в поведении детей, включая время начала и окончания улыбок, взглядов и вокализации.
Некоторые ученые предположили, что младенцы идентифицируют себя с другими прежде всего через сходство с самими собой, и что это закладывает основу для их понимания других умов.
Легерсти хотела проверить модель «эмоционального обмена», выдвинутую теоретиками социального взаимодействия, а именно, что младенцы рано вовлекаются в постоянные социальные отношения с лицами, осуществляющими уход.
Исследование «Непредвиденные обстоятельства, имитация и совместное использование влияния: основы социальной осведомленности младенцев» было проведено в соавторстве с докторантом из Йорка Габриэлой Марковой, и было опубликовано в журнале «Психология развития».