Исследование: медитация способна повышать телесное напряжение в начале обучения

0

Исследователи из Центра биоэлектрических интерфейсов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели интересный эксперимент, изучая изменения физиологических показателей у людей, которые начинают практиковать медитацию.

Результаты оказались неожиданными и открыли новый взгляд на процесс обучения медитации.

В современном мире медитация набирает все большую популярность. Ее преимущества хорошо известны: она помогает замедлиться, расслабиться, улучшает внимание, память, концентрацию, творческие способности, положительно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, снижает уровень стресса и даже может замедлять процессы старения. Однако, как показало исследование, для новичков в медитации путь к этим благам может быть не таким гладким, как ожидалось.

В эксперименте приняли участие 25 человек в возрасте от 20 до 40 лет. Их разделили на две группы: одна группа проходила восьминедельный курс даосской медитации с инструктором, а другая, контрольная группа, вместо занятий слушала аудиокниги. До и после курса участникам снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ), измеряли частоту сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, частоту дыхания и кожную проводимость в процессе медитации и в состоянии покоя.

Как пишет портал naked-science.ru, результаты показали, что восьми недель обучения (16 часов) оказалось недостаточно для значительных изменений физиологических параметров во время медитации. Однако в состоянии покоя у участников экспериментальной группы, которая занималась медитацией, была зарегистрирована повышенная активность симпатической системы, что свидетельствует о физиологическом возбуждении. При этом их мозг, наоборот, пребывал в состоянии расслабленности, о чем говорит повышение мощности в диапазоне тета- и альфа-волн на ЭЭГ.

Такой результат оказался неожиданным для исследователей, поскольку принято считать, что медитация способствует расслаблению и активации парасимпатической системы. Авторы исследования предполагают, что на начальных этапах обучения медитация, как любое новое занятие, может вызывать повышенное напряжение и даже стресс. Это может объяснить, почему многим людям медитация дается сложно, и они бросают практику, не достигнув значительных результатов.

Исследователи полагают, что для заметных изменений в процессе самой медитации может потребоваться больше времени и более интенсивная практика. Результаты исследования также подчеркивают важность мониторинга физиологических параметров в состоянии покоя, особенно на начальных этапах, для оценки прогресса в медитации.

Кроме того, авторы исследования ставят под сомнение пользу популярных сегодня устройств, работающих по принципу биологической обратной связи, для обучения медитации новичков. Эти устройства измеряют активность мозга, сердечный ритм, частоту дыхания и другие физиологические показатели во время практики и, как утверждают производители, помогают быстрее и эффективнее погружаться в желаемое состояние. Однако, согласно результатам эксперимента, для новичков в медитации они могут быть не так полезны и важны. Возможно, если переориентировать такие устройства на мониторинг состояния покоя вне самих сеансов медитации, их использование имело бы больший смысл для начинающих практиков.

Комментарии закрыты