«Исследование показывает, что с возрастом дети становятся более скептически относиться к тому, что им говорят взрослые, — сказала Саманта Коттрелл, старший сотрудник Лаборатории обучения и развития детей (Children Learning and Development) в Университете Торонто. — Это объясняет, почему дети старшего возраста чаще пытаются проверить утверждения и более намеренно исследуют объекты».
В рамках двух предварительно зарегистрированных исследований исследователи намеревались выяснить, действительно ли и почему дети воспринимают неожиданные заявления.
В первом исследовании, которое проводилось лично в период с сентября 2019 года по март 2020 года, было набрано 109 детей в возрасте от четырех до шести лет из района Большого Торонто, Канада. Детям были представлены три знакомых предмета: камень, кусок губчатого материала и мешочек. Экспериментатор начал с вопроса детей: «Как вы думаете, этот камень твердый или мягкий?» Все дети заявили, что камень был твердым. Затем детям случайным образом было предложено сказать что-то, что противоречило их представлениям о мире («На самом деле, этот камень мягкий, а не твердый»), или сказать что-то, что подтвердило их интуицию («Правильно, этот камень твердый»).).
После этих заявлений всех детей снова спросили: «Итак, как вы думаете, этот камень твердый или мягкий?» Почти все дети, которые слышали утверждения, которые соответствовали их убеждениям, продолжали делать то же самое суждение, что и раньше: что камень был твердым. Напротив, немногие из детей, которым сказали, что камень был мягким, продолжали делать то же самое суждение, что и раньше.
Затем экспериментатор сказал детям, что они должны выйти из комнаты для телефонного звонка, и оставил детей исследовать объект самостоятельно. Поведение детей было записано на видео. Исследование показало, что большинство детей, независимо от возраста, участвуют в тестировании неожиданных утверждений.
Авторы выдвинули гипотезу, что ранее сообщавшиеся возрастные различия в изучении детьми неожиданных утверждений могут отражать развитие способности детей использовать исследование для проверки более сложных утверждений. Возможно также, что с возрастом мотивация, лежащая в основе исследования детей, меняется, сдети младшего возраста исследуют, потому что они верили в то, что им сказали, и хотели увидеть удивительное событие, а дети постарше исследуют, потому что они скептически относились к тому, что им сказали.
Во втором исследовании, которое проводилось в период с сентября по декабрь 2020 года, было набрано 154 ребенка в возрасте от 4 до 7 лет из того же района, что и в первом исследовании.
Через Zoom (из-за ограничений COVID-19) экспериментатор поделился своим экраном и представил каждому участвующему ребенку восемь виньеток. Для каждой сцены детям говорили, что взрослый сделал неожиданное заявление (например, «Камень мягкий» или «Губка тверже камня»), и их спрашивали, что другой ребенок должен сделать в ответ на это утверждение и почему они должны это сделать. Результаты показывают, что дети старшего возраста (шести- и семилетние) с большей вероятностью, чем дети младшего возраста, предлагали стратегию исследования, адаптированную к услышанному утверждению (то есть прикосновение к камню в первом примере, но прикосновение к камню и губке во втором примере).
Результаты также показывают, что с возрастом дети все чаще оправдывают исследование как средство проверки удивительного заявления взрослого. Эти результаты показывают, что с возрастом дети, даже когда они с равной вероятностью участвуют в исследовании неожиданных утверждений, все больше осознают свои сомнения по поводу того, что им говорят взрослые, и в результате их исследование становится более целенаправленным, целенаправленным и эффективным.
«Мы еще многого не знаем, — сказал Сэмюэль Ронфард, доцент Университета Торонто и директор лаборатории обучения и развития детей (ChiLD). — Но ясно то, что дети не верят всему, что им говорят. Они думают о том, что им сказали, и, если они настроены скептически, они ищут дополнительную информацию, которая может подтвердить или опровергнуть это».